Церкви Бондарского района

Свято-Троицкий храм в селе Бондри

Богоявленская церковь в с. Пахотный Угол

Храм святого великомученика Дмитрия Солунского в с. Керша.

Никольская церковь в с. Кривополянье

Церковь в селе Казывань

Церкви Бондарского района

1.

В моем селе на самом высоком месте –  Троицкий храм. Многим поколениям он помогал воспитывать нравственные основы, хранить самобытность, развивать культуру русской нации. Был центром грамотности, общения и милосердия.

   Для меня храм не только место, где можно выразить свою веру в Бога, но и истоками понимания прекрасного. Ведь церковь на селе, да и в городе, была, как правило, самым красивым сооружением, украшалась мастерски выполненными фресками, прекрасными произведениями иконописи, наполнялась изумительной гармонией звуков хоровой церковной музыки и колокольного звона. Хранилище документов и книжных сокровищ.

Поставив перед собой задачу сбора материалов о церквях Бондарского края, я стала интересоваться имеющимися материалами в библиотеках, музее, расспрашивала старожилов. Источников с данным материалом оказалось не много. В результате поисков установила данные о наличие церквей в разные годы, их сохранность на сегодняшний день. О многих церквях забыли.

   Из архивным документов историко-краеведческого музея удалось узнать, что на начало ХХ века существовало 69 церквей в нашем крае.

Название села.

Количество церквей

Помещики

год постройки

Куровщино

1

5

 

1879г.                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

Соловьяновка

-

2

 

Граждановка

1

3

1809г.

Ульяновка

1

2

 

Подвигаловка

2

2

 

Березовка

2

3

 

Нащекино

1

4

1844 г.

Вердеревщино

1

3

1812г.

Прибытки

1

2

 

Керша

1

3

1779 г.

Казывань

1

2

1719 г.

Земячино

1

1

 

Пах-Угол

2

3

1814 и 1893 г.

Городище

1

2

 

Кривополянье

2

5

1887 г.

Бычки

1

2

1781 г.

Знаменка

1

3

 

М--Гагарино

2

4

 

Грибоедово

1

3

 

Коровино

1

1

 

Митрополье

1

3

 

Бондари

2

3

1725 и 1839 г.г.

Чернавка

1

2

 

Максимовка

1

2

 

Гусевка

1

1904г.

Итого:

30

69

 

 

 

 

2.

 На протяжении почти 2-х столетий радует взор бондарцев  Свято-Троицкий храм села Бондари.    Из государственного архива Тамбовской области от 31.03.86 № К-38/356 в книге «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» 1911г. указано, что в с. Бондари церковный приход открыт в 1725 году. Первая церковь была деревянной и построена на средства Поспелова. Вторая – кирпичная, построена в 1839 году на средства фабриканта Лиона.( Приложение №1)

Твердо держались веры и жители села Бондари. В первой половине семнадцатого века они находились под властью помещицы-баронессы Поспеловой. Будучи  строго религиозной женщиной, она дала указание на самом высоком месте села построить храм божий. Со строительством храма село по названию церкви св. Анастасии стало носить новое название – Анастасьево.

С 1725 года в центре села шла служба в первой  деревянной церкви. Вокруг храма на 15 сажень вокруг оставили пространство для захоронений. Простояла она на этом месте 100 лет. После зловещей эпидемии чумы, охватившей огромные пространства  в 1771 году, Синод запретил захоронения в черте населенных пунктов. Тогда было принято решение о переносе этой церкви как кладбищенской. ( Приложение № 2)

В 1824 году пожары в Бондарях истребили большую часть строений. Возобновляется строительство села по городскому плану с продольными и поперечными улицами и площадью в центре села для постройки церкви. Деревянную церковь фабрикант француз Лион в 1825  бережно перенес на кладбище. Отношение к могилам предков свидетельствовала об уровне культуры и нравственности общества.

   Ныне действующий Троицкий храм начал строить француз, владелец Бондарской суконной фабрики Мартин Лион в 1836 году, а после его смерти  в 1839 был достроен на средства его жены Татьяны Лион.

     Храм строили 4 года, а точнее сказать 4 лета, так как считали, что это лучшее время для качества постройки.

     Храм построен в 1839 году и имеет очень оригинальную архитектуру. Одна из первых кирпичных церквей в Бондарском крае. Храм одноглавый, сделан в виде громадной круглой башни с куполообразным верхом. Над куполом помещена звонница, выше звонницы устроена глава (яблоко) с изящным крестом.

     Внутри церкви, по стенам ее расположены обширные хоры с приделом в честь мученицы Татьяны.

     Главный алтарь пристроен к храму в виде полукруга, храм богато украшен художественной живописью, дорогим иконостасом и богатой утварью.

     Трагична история, которая произошла в 1918 году. Священнослужители Троицкого храма были расстреляны и похоронены на Бондарском кладбище в братской могиле. В здании церкви разместились склады, что привело к гибели ценных росписей. Старая деревянная церковь на кладбище была разобрана.  Из её бревен построены здания под баню и жилой дом. С разрушением церквей практически уничтожена была и система ритуалов при переходе человека от жизни к смерти, которые, как известно, в большей степени нужны для нравственного совершенствования живых.

Троицкий храм был открыт в конце сороковых годов. На средства верующих был произведен ремонт, в основном восстановлены  прежние росписи, поставлены на место сохранившиеся иконы. Сегодня при входе находится мемориальная доска с текстом: «Памятник  архитектуры, охраняется государством. Повреждения караются по закону». 

Аркадий Макаров писал  в своём стихотворении:

В Бондарях.

Скупа природа в Бондарях,

Бугор да яма.

Пустырь за школой и овраг

В огне бурьяна.

Открытый четырем ветрам,

Дождям гремучим,

С охранною грамотою храм

Под самой тучей.

Огромный купол в звездах весь…

Приятель шутит:

Мол, храм спускается с небес

На парашюте…

 

   Первая Николаевская церковь села Кривополянье  была деревянной. В 1703 году в Отводной книге Тамбовской приказной избы указывалось, что село принадлежало рязанскому метрополиту Стефану, а единственно грамотными людьми на селе были:поп  Хрисанор и дьячок Иван Иванов. Весной 1876 года от возникшего в деревянной церкви пожара выгорело все село. Сгорело около 100 домов, крытых соломой. В 1887 году на средства помещика Ляпина и прихожан, была выстроена новая каменная церковь.

( Приложение № 3)

   По – своему оригинальна и разнообразна по архитектуре стала новая каменная Николаевская церковь в селе. В церковном строительстве использовались  высококачественные материалы и, главное, умелые мастерства. Осенью 1919 года в селе под предводительством сына попа Соколова, поднялось восстание. Восставшие были не согласны с постановлением наркомпроса об упразднении всех церквей. Волнения были подавлены с помощью частей Красной Армии.  

 ХХ век стал веком больших перемен. Разрушались храмы, и вместе с этим разрушалось все - нравственные устои, традиции, связь поколений, некрополи, культура созидания и все виды искусства, которые сливались воедино под куполом храма. Храмы обезглавливали, приспосабливали под слады и мастерские, или просто стирали с лица земли.

В конце 20-х годов началось массовое расторжение договоров с верующими на пользование храмами. Главными мотивами были неоплаченные налоги со строений и земельная рента. На просьбы о бесплатном пользовании землей верующие получали категорический отказ. Были закрыты все кладбищенские церкви, перестали следить за прилегающей территорией. Часто церкви на кладбищах становились местом для сбора преступных элементов.  Активная борьба с религией обернулась борьбой с прекрасными сооружениями, служившими религии. С Бондарской земли исчезли изящные колоколенки, исконно русские шатры и гребни, огромные купола церквей. И сегодня необходимо признать горькую истину, что утеряно безвозвратно неизмеримо больше, чем осталось.   В результате абсолютного равнодушия местных жителей и высокой активности властей за 80 лет прошлого столетия из 130 действующих церквей Кирсановского благочиния 120 были разрушены.

       Небольшая экскурсия в прошлое,  и дальнейший рассказ о некоторых бондарских храмах, входивших в Кирсановский благочинный округ, которые сейчас уже не существуют.

    В 1812г. в с. Вердеревщино была построена церковь на средства помещика                                                                                                                                                                                                                                                                                                        А.А.Чихачова. Церковь каменная, три престола : главный- в честь Преображения Господня, придельные- во имя святителя Николая чудотворца (6 декабря) и в честь Скорбящей иконы Божией Матери (24 октября). Есть приписная кладбищенская церковь, деревянная. Приход открыт 150 лет тому назад.

  Оригинальной формы кирпичная церковь располагалась в середине села. Фундамент до цоколя сложен из бутового камня, стены- на известняковом растворе, полы ( предположительно) из известняковых плит. К 1938 году перекрытия имели трещины и отслоения. В результате массовой работы с населением 22 февраля 1939 года внесена в список закрытых церквей.

  Дворов 320, д.м.1536, ж.п. 1512, великороссы, земледельцы, имеют земли от 2 до 3-х дес. на душу.

 Школы: церковно приходская, одноклассная, мужская, и земская, женская, в деревне Григорьевке земская, смешанная, законоучителю от земских школ 100 руб. в год. Имеется опись церковного имущества. Метрические книги с 1800 года. Церковная библиотека в 145 томов.

  Штат: священник диакон и псаломщик. У причта земли усадебной 2 дес. и полевой 57 дес., неудобная, в  нескольких  участках, расстоянием от 1 до 8-ми вер. От церкви. Земля дает годового дохода 350 руб. Братский годовой доход 600 руб. Причтовый капитал 250 руб.

 

  Гусевка. Церковь деревянная, холодная, построена в 1904 году на средства церковно- приходского попечительства и прихожан. Престол – в честь Покрова Пресвятой Богородицы ( 1 октября). Приход открыт в 1847 году.

  В селе школы: церковно- приходская, одноклассная, и земская, начальная, в деревне Савлиной земская, начальная, все школы смешанные, законоучителю от двух земских школ 100 руб. в год . Есть церковно-приходское попечительство. Опись церковного имущества имеется. Метрические книги с 1847 года. Церковная библиотека в 300 томов.  

 

    В 1809 году построена церковь в с. Дворянщина (Покровское). Сейчас Граждановка. Церковь деревянная, три престола. В церкви имеется крест со многими частицами мощей разных святых и древа Креста Господня, по преданию полученный от святителя Тихона задонского. Школы: три земские, есть церковно – приходское попечительство и товарищество мелкого кредита. Штат: 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

   В 1879 г. построена церковь деревянная на средства  купца Куприанова в с. Куровщина (Сергиевское). Три престола: главный- в честь Живоначальной Троицы и придельные – во имя преподобного исповедника . Приход был открыт в 1801 году,  местно чтимая икона Божией Матери «Скоропослушницы». В приходе 7 школ: одна церковно-приходсая и 6 земских. При церкви есть богодельня и общество трезвости, имеется церковная библиотека. Штат: 2 священника, диакон, 2 псаломщика.

  В приходе семь школ: одна церковно- приходская, одноклассная, смешанная, и шесть земских, в деревнях: Усове, Кудрине, Волхонщине, Сурках, Спокойной и Першкове, тоже одноклассные, смешанные. Законоучителям в земских школах по 50 руб. в год в каждой. При церкви есть богадельня, общество трезвости. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1801 года. Церковная библиотека имеется.  Престол открыт в 1790 году.

   В 1844 году построена теплая каменная церковь в с. Нащекино на средства прапорщика П.И. Смирнова. Престола-2: главный- в честь Иверской иконы Божией Матери и придельный – во имя святителя Николая . Кроме того в приходе есть кладбищенская церковь.

    Школы: в самом селе две церковно- приходских и одна такая же в деревне, все смешанная. Есть церковно- приходской совет. Имеются опись церковного имущества и метрическая книги с 1825 года. Церковная библиотека существует. В селе 451 двор.

В 1910 году зарегистрирована религиозная община « духовных христиан-молокан уклеинского толка» в 68 человек. Школы: 2 церковно-приходских и одна земская. Есть церковно-приходской совет. Штат: священник, диакон, 2 псаломщика. В 1924 году церковь превратилась в руины. Сейчас в здании располагается Дом культуры и библиотека.

Богдановка.    В приходе одна  деревня Богдановка, 65 дворов, 195 душ муж. П. И 207 жен. Пола, 4 версты от церкви. Протекает река Ломовис, при дер. Богдановский пруд.

   Школа церковно-приходская. Есть церковно-приходское  попечительство, опись церковного имущества имеется, метрические книги с 1860 года.   Штат: священник и псаломщик. 

Малое Гагарино (оффициальное) или Князево (местное). Елизаветинская церковь, каменная, приспособлена к отоплению, но не отапливается за недостатком средств, построена тщанием князя Гагарина, а в 1869 году переделана на средства графа Николая Баранова. Престол- во имя святой праведной Елизаветы. Храмовой праздник 5 сентября.

  В приходе экономия Его Императорского Высочества Великого князя Николая Николаевича в 400 дес. Возле храма. Река  Большой Ломовис. Имеются опись церковного имущества и метрическая книга с 1610г. Библиотека церковная очень обедная.   Штат: священник и псаломщик.

     Бондари. (Анастасьевское).

     Приписная кладбищенская церковь, устроенная г.Поспеловой в 1725г., деревянная, престол один-воимя мч. Анастасьи Узорешительницы (22 декабря). С 1725 по 1825 года церковь эта была приходской, а затем г. Лион перенесена на кладбище, а на ее месте построена ныне существующая.           В приходе две семьи субботников (временнопроживающая), состоящая из 7 душ.

     Школы: земская, церковно-приходская и фабричная, все одноклассные,  смешанные, законоучителю в фабричной-150 р.в год, земской –40 коп. за урок. Есть церковно-приходское попечительство, вольная пожарная дружина. Опись церковного имущества имеется. Метрические книги с 1785 года.

  Керша. Поселение сложилось в первые годы 18 в., заселено дворцовыми крестьянами и впервые упомянуто в окладной книге  духовной епархии. В ней сообщается: «Церковь Троицы в Тамбовском уезде в селе Троицком, что на Керше… У тое церкви двор попа Леонтия, двор пономарев… В приходе в том селе восемьдесят дворов крестьянских…»

  С. Кривополянье. Первые сведения содержатся в окладных книгах духовной епархии: «Церковь Николая Чудотворца в Тамбовском уезде в селе Кривой Поляне нижней половины. У тое церкви двор попа Хрисанфа, двор дьячков… Да в приходе к той церкви приходских Тамбовских детей боярских двадцать пять дворов».

Пахотный- Угол.Одним из первых владельцем села был рязанский митрополит . После войны с Наполеоном в 1814 году в селе была построена деревянная церковь.В 1893 году на средство самих прихожан деревянная церковь сменилась на кирпичную. Богоявленская церковь гордо вознесла свои купола. В 1886 году в селе открыта  церковно приходская школа, для которой общество построило каменное одноэтажное здание с одной  платной комнатой.   Богоявленский большой пятиглавый храм мог вместить одновременно до 4000 человек. ( Приложение № 4)

  На базе церковно приходской школы в 1892 году духовная епархия открыла специальное мужское училище для подготовки учителей церковно- приходских школ и школ грамоты, называвшееся второклассным.

 

  С. Казывань. Впервые упомянуто в сводной ведомости владения монастырских, церковных, архиерейских, составленной на основе документов ревизии 1719г.( Приложение № 5)

     Бычки. Церковь деревянная, холодная, построена в 1781 году прихожанами. Престол один -Николаевский (6 декабря и 9 мая) . Приход открыт более 200 лет.

 

Гасово( Павловка) В 1914 году была построена церковь из красного кирпича, в 1953 году церковь сломали и сделали из неё фундамент к зданию казыванской школе. В 1976 году школу закрыли.

 

Шача. В 1913 году начали строить церковь, недалеко от того места где сейчас школа. Вырыли котлован, навозили лес, кирпич. Началась первая мировая война. Толи она помешала продолжению строительства, толи прошение Моршанскому уездному исправнику Тамбовскому архирею Денисию. В прошении говорилось о неоднородности населения Шачи по вероисповеданию и в связи с этим строительство не начинать. Необходимо решить сначала какой веры строить церковь? Лес и кирпич после революции раздали людям.

 .

Наличие церквей на 2000 год.

 

 

№ п\п

Наименование объекта культурного наследия

Место нахождения

Документ о принятии на государственную охрану.

1.

Троицкая церковь.

Р.п. Бондари

Постановление Совмина РСФСР №1327 от 30.08.60г.

2.

Богоявленская церковь.

С.Пахотный Угол

Решение облисполкома № 145 от 18.05.88г.

3.

Никольская церковь

С.Кривополянье

Поставлен на учет в Инспекции охраны историко-культурного наследия Тямбовской области.

4.

Церковь освященная во имя иконы Иверской Божьей Матери.

С.Нащекино

Поставлен на учет в Инспекции охраны историко-культурного наследия Тамбовской области.

5.

Никольская церковь.

С.Казывань

Поставлен на учет в Инспекции охраны историко –культурного наследия Тамбовской области

6.

Никольская церковь

С.Городище

Поставлен на учет в Инспекции охраны историко-культурного

7.

Елизаветинская церковь

С. Малое Гагарино

Инспекция охраны историко-культурного наследия Тамбовской области.

8.

Троицкая церковь

С .Керша

Инспекции охраны Историко-культурного наследия Тамбовской области.

  Троицкий храм в Бондарях пережил тяжелые времена, и вот уже полтора столетия сохраняет в своих стенах искусство православия и его древние традиции. Долгие десятилетия потребовалось нашему народу, чтобы понять несостоятельность попыток построить новую культуру на разрушенных святынях. И хорошо, что сегодня это осознали многие. Возрождение нравственности и духовности возможно с признания совершенных ошибок и покаяния. Этим целям служит в нашем селе и Троицкий храм.

      Сегодня мы  продолжаем безмолвно созерцать, как гибнет наше культурное наследие. Тамбовская епархия взяла на себя труд по восстановлению ряда храмов в нашем крае. И участие в этом благородном деле каждого живущего на земле тамбовской поможет не только ускорить восстановленные работы, но и вернуть уважение к прежним святыням, в конечном итоге уважение к себе - человеку, личности.

 Положительным примером в этом плане можно считать восстановление храмов села П. Угол и Кривополянье.

Боголюбская церковь в селе Пахатный Угол– памятник архитектуры, охраняемый  государством. Но всегда ли так было? «Боголюбке», как ласково называли  ее пахатноугловцы, в полной мере пришлось примерить на свое гордое чело терновый венец тех же унижений, через которые прошли многие храмы. В мрачном 1939 году церковь была закрыта и служила складским помещением. Несмотря на официальное разрешение властей открыть церковь в 1947-1949 годах она так и не стала местом для отправления религиозных обрядов. Все церковные требы священник отец Федор справлял тайно, на дому.  Просто повезло ей немного больше: встретились в вековой судьбе церкви люди, поднявшие свой скромный голос в ее защиту. Сегодня, благодаря им, не побоявшимся грубого начальственного окрика, не взиравшим равнодушно на постепенное разрушение храма, мы имеем возможность ежечасно любоваться величественной красотой Боголюбской церкви, одновременно осознавая то, как же много мы потеряли.Пережив тяжелые времена, был отремонтирован и ныне действует. Можно сказать, обрел второе рождение.

Николаевскую церковь села Кривополянье спасали не раз.  В 60 годы было принято решение уничтожить церковь. Собрался народ со всего села. Инвалиды  1 группы Великой Отечественной войны Верещагин Василий Федорович и Михаил Петрович буквально своим телом защитили церковь, не дав взорвать. Писали одно за другим прошение об отмене решения о разрушении. Нашлись спонсоры уже в конце 80-х годов ХХ века, население собрало денег. Храм был восстановлен и службы возобновлены. Много сделали для восстановления храма: Верещагина Юлия Ильинична, Мжельская Вера Васильевна, Кудинова Екатерина Петровна. С 1997 года  по август 2002 службу вел в церкви Ишин Геннадий Анатольевич, затем отец Глеб. Сегодня в храме еще не столь богато как раньше, но люди постоянно несут иконы, ходят на службы и надеяться , что храм будет работать.

 .

   В начале 20 века тамбовский собиратель церковных древностей, секретарь Тамбовской Духовной  консистории А. Е. Андриевский писал: «…особенно живо и ясно стали сознавать важность изучения памятников родной старины, справедливо полагая, что знание их составляет основу истинного просвещения и помогает уяснению путей грядущего». 

Православная вера на Руси всегда была основой  духовного и нравственного стержня народа. Именно она подвигла его на освобождение государства от поляков в 1612 году, именно она спустя 200 лет давала силы русскому народу в борьбе с наполеоновским нашествием на Россию. Многим поколениям наших соотечественников она помогла воспитывать нравственные основы, хранить самобытность, развивать культуру русской нации.

На сегодня необходимо признать горькую истину, что утеряно безвозвратно неизмеримо больше, чем осталось. А из оставшихся храмов возродить многие уже никогда не удастся. От отдельных из них сохранились стены с пустыми глазницами да крыши, а от иных – лишь полуразрушенные остовы когда-то прекрасных сооружений.

В настоящее время каждый из нас должен помнить, что храм – это не только памятник архитектуры, но и место возрождения национальных традиций. Сегодня при храмах стали действовать Воскресные школы. Возросло количество прихожан школьного возраста. Храм радует души людей. Пока жив человек, жива вера ,–  будут строиться храмы России.