Святые источники

Святой источникСкорбящей Божьей матери в с. Вердеревщин

 

История почитания на тамбовщине святых источников насчитывает несколько веков. Порой их судьба, особенно в ХХ веке оказывалась очень трагичной. Источники пытались уничтожать, к ним не допускали верующих.

Писать об  источниках стали в 17 веке. Почти в каждом приходе был свой святой источник к которому на праздник Крещения Господня, во время засухи совершались крестные ходы. В годы гражданской войны и военного коммунизма велась большая борьба против церкви. Голодные 20-е годы люди тянулись к источникам. Советские власти вели новую волну антирелигиозности.  Наиболее массовые паломничества наблюдаются во второй половине 40х годов. В 1946 году верующие  с. Вердеревщино собрали деньги на постройку часовни на месте святого источника. Ежегодно в первый четверг после праздника святой троицы к источнику совершались поломничества. К источнику подходили 3-4 тысячи верующих. В 1948 году у села. В послевоенные годы, годы восстановления страны паломничество к источникам не удалось остановить. Источники засыпали, замуровывали, цементировали. Село Вердеревщино  расположено на крутом  правом берегу реки Большой Ломовис. А чуть дальше и выше, во влажной балке, на месте источника стоит часовенка, и обустроен колодец. 23 июня, в день престольного вердеревщинского праздника- иконы Скорбящей Божьей Матери, к нему нескончаемым потоком идут не только жители с. Вердеревщино, но и ближайших сел, райцентра. Вода из источника обладает целебными свойствами, поэтому ее набирают в подручную тару впрок. Как говорят, она не портится годами и помогает от болезней, душевных невзгод и неурядиц. Купание в водах святого источника приносит радость, очищение и бодрость духа, поэтому многие, набрав воды, отходили к большому водоему и окунались в него. 


Святой источник мконы Тихвинской Божьей матери.

 

Другой известный источник Бондарского района находится в селе Митрополье. В этом селе праздник иконы Тихвинской Божьей матери отмечается как престольный. Связано это по преданию, с явлением образа Божьей матери, написанной апостолом и Евангелистом Лукой в 5 веке в Иерусалиме, некоторым жителям села. Когда это было, никто не знает. В воспоминаниях сторожил сохранился и передается рассказ о том, что на одном конце села, в нескольких метрах от реки Б.-Ломовис, кто – то из близко живущих жителей вечером увидел яркое сияние в конце одного из огородов. Это был образ иконы Тихвинской Божьей матери. Ее перенесли в местный храм. Но вечером следующего дня свечение вновь было замечено на прежнем месте. Икону вернули в церковь, на месте ее обнаружения выкопали колодец, который осветили. Вода в нем оказалось на удивление всем, как слеза чистой и холодной. Ее не раз пытались вычерпать , но из этого ничего не получилось. Ко всему этому, вода из колодца на свету долго не портилась, оказывала благотворное влияние на организм, ускоряла заживление ссадин и царапин. Источник был причислен к разряду святых. С того времени, около него каждый год 9 июля проходит церковная служба, собирается много людей не только с Митрополья, но и ближайших сел. А в самом селе праздник иконы отмечается как престольный. Отмечался он и в этом году. У колодца, несмотря на пасмурную погоду, собирается до полутысячи людей. В большинстве своем это были молодые и среднего возраста люди. Они преклоняли головы перед установленной иконой Божьей матери с ребенком на руке. Кто-то про себя, кто-то вполголоса обращался к чудотворному образу за помощью, содействием – обрести духовные и телесные силы, спокойствие и выдержку, а кто-то в лице Божьей матери высказывал благодарность Всевышнему за дарование благополучия в семейных делах, успехов жизни. Каждый подошедший к иконе считал своим долгом пройти под святым ликом. Затем, люди подходили к источнику, набирали воду из него, окропились ею, отпивали несколько глотков. Находилось немало людей, которые купались в водах реки около источника, считая ее целебной. После того как церковная служба заканчивалась, собравшиеся пронесли икону до кладбища и установили ее в местной часовне, до следующего праздника.