Начинающим туристам

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ,
ЭКСПЕДИЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ (ПУТЕШЕСТВИЙ) С УЧАЩИМИСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ,
ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ,
СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



1. Общие положения


1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) учащихся общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанников детских домов и школ-интернатов, студентов педагогических училищ Российской Федерации.

1.2. Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) являются важной формой гуманистического, патриотического, интернационального воспитания, расширения знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. В путешествиях юные туристы изучают родной край, страну – Российскую Федерацию; ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры; выполняют задания учебно-воспитательных учреждений, научных и других учреждений и организаций.

2. Обязанности учреждения, проводящего туристский поход, экспедицию, экскурсию (путешествие)

2.1. Администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана оказать содействие руководителям групп в организации и проведении путешествия и выдать соответствующие документы, заверенные печатью проводящего путешествие учреждения. Финансирование путешествий осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации и других организаций, проводящих эти мероприятия в соответствии с утвержденными планами.

2.2. Администрация учреждения, проводящего путешествие, а также члены маршрутно-квалификационных комиссий (МКК), давшие положительное заключение о возможности совершения группой заявленного путешествия, не несут ответственность за происшествия, которые явились следствием неправильных действий руководителя и участников путешествия. 

2.3. Для проведения многодневных, дальних экскурсий с ночлегом в населенном пункте обязательным условием должно быть письменное согласие учреждения, организации, принимающей группу, или путевка экскурсионной организации. 

2.4. Участники туристских походов с оформленными маршрутными документами пользуются правом на размещение и обслуживание в туристских гостиницах, базах и кемпингах при наличии свободных мест. Имея разрешение соответствующих организаций, они пользуются правом на посещение заповедников, заказников и других территорий с ограниченным режимом посещения. 

2.5. В случае нарушения группой на маршруте контрольных сроков оповещения администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана незамедлительно связаться с территориальными органами образования, контрольно-спасательной службой (КСС) или отрядом (КСО), туристскими организациями для выяснения местонахождения группы и оказания ей необходимой помощи. 

3. Требования к руководителям, заместителям (помощникам) руководителей и участникам групп 
туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий)

3.1. Группы для проведения путешествий формируются из учащихся (воспитанников, студентов), объединенных на добровольных началах общими интересами на основе совместной учебы, занятий в кружках и секциях, трудовой деятельности, места жительства, обладающих необходимым опытом и осуществивших подготовку запланированного путешествия. 

3.2. Основные требования к участникам, руководителям, заместителям (помощникам) руководителей некатегорийных походов, экспедиций, многодневных, дальних (за пределы своего района, города) экскурсий: 
Таблица 1

Вид мероприятия

Опыт руководителя, заместителя руководителя, помощника руководителя

Количественный
состав группы

Минимальный
возраст (лет)

участники

руководитель, заместитель

участники

руководитель, заместитель

Некатегорийные походы и экскурсии

1 – 3-дневные походы

не менее 6 человек

1 – 2

7

не менее 18

Примечания. Количественный состав экскурсионной группы может определяться туристско-экскурсионной организацией, проводящей плановые экскурсионные маршруты, и количеством сидячих мест в автобусе. Возраст участников в экскурсии за пределы своего населенного пункта определяется администрацией учреждения, проводящей экскурсию, исходя из педагогической целесообразности. 

3.3. К руководителям, заместителям руководителей и участникам экспедиций с активным способом передвижения предъявляются те же требования, что и к руководителям, заместителям руководителей и участникам туристских походов в соответствии со степенью (категорией) сложности активных участков маршрута. 

3.4. По усмотрению администрации учреждения, проводящего путешествие с учащимися, имеющими туристско-краеведческую и экскурсионную подготовку, исходя из количественного состава группы (отряда) и условий маршрута, обеспечивающих безопасность проведения путешествия, допускается назначение руководителя (с его согласия) без заместителя. 
По усмотрению администрации учреждения, проводящего путешествие, с согласия руководителя группы (отряда), исходя из количественного состава группы (отряда), обеспечения безопасности участников, вместо заместителя руководителя может быть назначен помощник руководителя из числа учащихся (воспитанников, студентов), имеющий опыт участия в аналогичных путешествиях. 

3.5. Основные требования к участникам, руководителям и заместителям руководителей туристско-спортивных походов: 
Таблица 2

Категория сложности похода (к.с.)

Необходимый опыт участия и руководства в походах по данному виду туризма (категории сложности)

Минимальный возраст

Количественный состав группы

участника, заместителя руководителя 

руководителя

участника

руководителя

участники

руководитель, заместитель

участие

руководство

I

н/к *

I

н/к *

13

19

6 – 15

1 + 1

II

I

II

I

14

19

6 – 15

1 + 1

III

II

III

II

15

20

6 – 12

1 + 1

IV

III

IV

III

16

21

6 – 12

1 + 1

* Некатегорийный поход

3.6. К участию в пешеходных походах I к.с. допускаются лица не моложе 12 лет, II к.с. – 14 лет, III к.с. – 15 лет. Для учащихся (воспитанников, студентов), получивших теоретическую и практическую подготовку в течение не менее 1-го года занятий в туристско-краеведческих кружках, секциях, клубах, возрастной ценз для участия в степенных и I – III к.с. походах по родному краю при наличии медицинского допуска может быть снижен на один год. 

3.7. В походах III – IV к.с. одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в походах на две категории сложности ниже, в походах I к.с. и II к.с. – с опытом участия в некатегорийных походах. 

3.8. В пеших походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в горных и лыжных походах категории сложности ниже планируемого похода. 

3.9. В лыжных походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в пешеходных и горных походах ниже не менее, чем на одну категорию сложности и выше планируемого похода. 

3.10. В горных походах одну треть членов группы могут составлять туристы с опытом участия в пешеходных и лыжных походах не ниже той же категории сложности, что и планируемый поход. 

Участники походов, в которых предусматриваются переходы через классифицированные перевалы, должны иметь опыт прохождения (руководитель – опыт руководства при прохождении) двух перевалов на одну полукатегорию сложности ниже максимальной для данного похода. Руководитель, кроме того, должен иметь опыт прохождения двух перевалов той же полукатегории сложности. 

Одну треть членов группы в походах, предусматривающих прохождение перевалов 2А к.с., могут составлять туристы с опытом прохождения перевалов 1А к.с., а перевалов 1Б к.с. – без опыта прохождения перевалов. 

Участники походов, в которых предусматривается первопрохождение классифицированных перевалов, должны иметь опыт прохождения (руководитель – опыт руководства при прохождении) перевалов той же полукатегории сложности. 

Участники и руководители походов, в которых предусматриваются другие участки первопрохождения, должны иметь опыт, равнозначный категории сложности, ожидаемой на этих участках маршрута. Одна треть участников таких походов может иметь опыт походов на категорию сложности ниже. 

Одну треть членов группы в горных походах I – III к.с. могут составлять альпинисты, имеющие III спортивный разряд, в походах IV к.с. – альпинисты, имеющие II спортивный разряд, а также опыт экспедиционных альпинистских мероприятий или опыт участия в категорийном туристском походе. 

3.11. Руководители водных походов должны иметь опыт участия и руководства походами на тех же видах судов. 

3.12. Участники водных походов I – III к.с. должны иметь соответствующий опыт походов на любом виде судов, а начиная с IV к.с. – на том же виде судов или на байдарках. 

3.13. Участники и руководители комбинированного похода, включающего участки маршрута по различным видам туризма, должны иметь соответствующий опыт прохождения таких участков. 

3.14. Участники и руководители некатегорийных походов, включающих элементы походов I – IV к.с., а также категорийных походов, включающих элементы походов более высоких категорий сложности, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам и руководителям походов тех категорий сложности, элементы которых включены в данный поход. 

3.15. Участники и руководители походов, проводящихся в межсезонье, должны иметь соответствующий опыт участия (руководства) в походах, совершенных в межсезонье, или в походах той же категории сложности, совершенных в обычных условиях. 

3.16. К участию в горизонтальных необводненных пещерах спелеопоходов I к.с. допускаются лица с 14 лет; в вертикальных пещерах – с 15 лет; в горизонтальных пещерах II категории сложности – с 15 лет; в вертикальных II к.с. – с 16 лет; в горизонтальных пещерах III к.с. – с 16 лет. 

Прохождение с учащимися (воспитанниками, студентами) пещер, в которых предусматривается применение аппаратуры автономного дыхания, запрещается. 

Временное разделение туристской группы учащихся, совершающей спелеопоход любой категории сложности, на подгруппы допускается только при работе в одной пещере, в этом случае каждая подгруппа должна иметь руководителя, комплект жизнеобеспечения, рассчитанный на непредвиденную обстановку в пещере не менее чем на двое суток. При прохождении вертикальных пещер II к.с. и горизонтальных пещер III к.с. в группе должно быть не менее одного руководителя на каждых четырех учащихся. 

Участники спелеопоходов должны иметь опыт прохождения (руководитель – опыт руководства при прохождении) пещер на одну категорию сложности ниже максимальной для данного похода. Руководитель, кроме того, должен иметь опыт прохождения пещер той же категории сложности. 

Одну треть членов группы в спелеопоходах, предусматривающих прохождение пещер III к.с., могут составлять туристы с опытом прохождения пещер I к.с., а пещер II к.с. – без опыта прохождения пещер. 

4. Обязанности и права руководителя и заместителя руководителя путешествия

4.1. Руководитель и заместитель руководителя путешествия назначаются администрацией учреждения, проводящего путешествие. 

Руководителем и заместителем руководителя может быть лицо, удовлетворяющее требованиям настоящей Инструкции, которому с его согласия администрация учреждения, проводящего путешествие, доверяет руководство группой (отрядом) учащихся (воспитанников, студентов). 

Если в туристском походе участвуют 3 и более туристских групп с количеством участников не менее 30 учащихся (для похода II – IV категорий сложности – не менее 20) и их маршруты и графики движения в основном совпадают, то общее руководство этими группами может быть возложено на специально назначенного старшего руководителя. В этом случае всем руководителям может быть засчитано руководство. 

4.2. Руководитель и его заместитель, а также старший руководитель несут ответственность за жизнь, здоровье детей и безопасное проведение похода, экспедиции, экскурсии, за выполнение плана мероприятий, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры. 

4.3. За нарушение настоящей Инструкции руководитель группы и его заместитель, а также старший руководитель несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой ответственности, предусмотренной действующим законодательством. 

4.4. Руководитель обязан: 

до начала похода: 
- обеспечить комплектование группы с учетом интересов, туристской квалификации, физической и технической подготовленности учащихся (воспитанников, студентов); 
- организовать всестороннюю подготовку участников похода, проверить наличие необходимых знаний и навыков, обеспечивающих безопасность, умение плавать, оказывать доврачебную помощь; 
- организовать подготовку и подбор необходимого снаряжения и продуктов питания, выявить возможность пополнения запасов продуктов на маршруте; составить смету расходов; подготовить маршрутные документы (маршрутную книжку или маршрутный лист, удостоверение) и приказ на проведение путешествия; 

совместно с участниками: 
- ознакомиться с районом похода по отчетам других групп, получить консультацию на станции (центре) юных туристов, в маршрутно-квалификационной комиссии, у опытных туристов и краеведов; 
- подготовить картографический материал, разработать маршрут и график похода, план краеведческой, общественно-полезной работы и других мероприятий, проводимых группой на маршруте; наметить контрольные пункты и сроки; 
- ознакомиться с условиями погоды в районе предстоящего похода; изучить сложные участки маршрута и наметить способы их преодоления; в походе: 
- строго соблюдать утвержденный маршрут; 
- принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников похода, вплоть до изменения маршрута или прекращения похода в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также в случае необходимости оказания помощи пострадавшему; 
- принять срочные меры по доставке травмированных или заболевших участников похода в ближайшее медицинское учреждение; 
- сообщить о происшедшем несчастном случае в ближайшие контрольно-спасательную службу (КСС) или контрольно-спасательный отряд (КСО), в учреждение, проводящее поход и маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), выпустившую на маршрут группу, местные органы образования; 
- назначать в случае временного разделения группы в аварийной ситуации с целью разведки, забросок продуктов, снаряжения, выполнения краеведческих заданий и т.д., но не более чем на 8 часов, в каждой подгруппе (в водных походах – на каждом судне) своих заместителей (помощников) из наиболее подготовленных участников. Состав подгруппы должен быть не менее четырех человек, в том числе одного взрослого; 
- организовать в случае необходимости оперативную помощь другой туристской группе, находящейся в данном районе; 
- информировать гидрометеорологические станции, встречающиеся на маршруте, местные органы власти о сходе снежных лавин, селевых потоках, оползнях, подвижках ледников и других опасных природных явлениях, наблюдаемых на пути следования группы; 
- делать отметки в маршрутной книжке о прохождении маршрута. 

4.5. При организации туристско-спортивных походов: 
представить в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), имеющую полномочия на рассмотрение похода данной категории сложности, не позднее чем за 30 дней до начала похода, заявочные документы на совершение похода (маршрутную книжку и ее копию, справки об опыте участников, руководителя и заместителя руководителя, картографический материал, медицинские справки и другие документы, необходимые для рассмотрения заявленного похода). 

Заявочные документы групп учащихся рассматриваются маршрутно-квалификационными комиссиями при органах образования, а при отсутствии у них соответствующих полномочий – МКК федераций туризма (клубов туристов). 

При положительном заключении МКК о возможности совершения группой заявочного похода руководителю выдается зарегистрированная маршрутная книжка. 

При необходимости в маршрутную книжку записываются особые указания и рекомендации группе, определяется соответствующая контрольно-спасательная служба (КСС) или отряд (КСО) для регистрации перед выходом на маршрут. 

4.6. Не позднее чем за 10 дней до выезда к месту начала похода сообщить соответствующим КСС или КСО по установленной форме маршрут похода, контрольные пункты и сроки их прохождения, состав группы. Если активная часть похода начинается в пункте дислокации КСС или КСО, необходима личная явка в них. 

В случае необходимости изменения маршрута, состава группы и записей в маршрутной книжке до отъезда группы в поход согласовать эти изменения с МКК, давшей положительное заключение на совершение похода, а также сообщить об этом КСС или КСО, зарегистрировавшим группу. 

В случае необходимости изменения сроков похода, состава группы после выезда в поход сообщить телеграммой и об этом в МКК, давшую положительное заключение на совершение похода, в КСС и КСО, зарегистрировавшие группу, и в учреждение, проводящее поход. 

Сообщить телеграммой в адрес МКК, давшей положительное заключение на совершение похода, КСС или КСО, зарегистрировавших группу, и в учреждение, проводящее поход, о прохождении группой контрольных пунктов и об окончании похода. 

Представить отчет в МКК, а после рассмотрения отчета и зачета похода оформить справки участникам группы о совершенном походе. 

5. Обязанности и права участников похода, экспедиции, экскурсии (путешествия)

5.1. Участник путешествия обязан: 
- активно участвовать в подготовке, проведении путешествия и составлении отчета; 
- строжайше выполнять дисциплину, а также возложенные на него собранием группы поручения; 
- своевременно и качественно выполнять указания руководителя и его заместителя (помощника); 
- осмотр во врачебно-физкультурном диспансере или других медицинских учреждениях, у врача учебно-воспитательного учреждения; 
- знать и неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, правила безопасности в походах, в т.ч. на воде, обращения с взрывоопасными предметами, способы предупреждения травматизма и оказания доврачебной помощи; 
- бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры; 
- своевременно информировать руководителя или его заместителя (помощника) путешествия об ухудшении состояния здоровья или травмировании. 

5.2. Участник путешествия имеет право: 
- пользоваться туристским снаряжением и спортивными сооружениями учреждения, проводящего путешествие; 
- участвовать в выборе и разработке маршрута; 
- после окончания путешествия обсудить на собрании группы действия любого из участников, обращаться в учреждение, проводящее поход, и в туристские организации. 

6. Ответственность руководителя, заместителя руководителя и участников туристско-спортивных походов

6.1. За нарушение настоящей Инструкции, но не повлекшее за собой ответственность, установленную действующим законодательством, учреждение, проводящее поход, может обратиться в туристские организации для принятия следующих мер воздействия: 
- не засчитывать для выполнения нормативов спортивных разрядов участие, руководство в совершаемом походе; 
- аннулировать зачет всех или определенного числа ранее совершенных походов; 
- частично или полностью дисквалифицировать – лишить спортивных разрядов и званий; 
- запретить участвовать, руководить походами определенной категории (степени) сложности на установленный срок; 
- вывести из состава общественных туристских органов. 

 

 

6. СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Спортивное направление деятельности туристских организаций ориентировано подготовку спортсменов-разрядников по всем видам спортивного туризма.

Спортивный туризм наряду с другими видами спорта включен в Единую спортивную классификацию (ЕСК), имеет определенные разрядные требования для получения спортивных званий и разрядов. По уровню доступности он относится к социальному, по форме организации - к самодеятельному, по физической нагрузке - к активному, по составу участников - к групповому.

В спортивном туризме основной мотив занятий - развитие и повышение уровня знаний, умений, навыков преодоления естественных препятствий различных форм природного рельефа. Основной результат занятий - спортивное совершенствование в самом широком смысле слова, включая физическое и духовное совершенствование.

6.1. Категорирование туристских маршрутов

В спортивном туризме достаточно хорошо развита нормативная база, связанная с организацией и проведением спортивных походов, туристских соревнований и других мероприятий.

Разработаны методические основы категорирования туристских маршрутов в различных видах туризма. В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы разделяются на походы выходного дня (ПВД), некатегорийные и категорийные (табл. 2, 3). ПВД - это однодневные и двухдневные походы.

Таблица 3

Основные нормативы туристско-спортивных походов
Вид туризма и характеристика походов Категории сложности Степени сложности
І ІІ ІІІ ІV V VI 1-3 дневные 1 2 3
Длительность походов в днях (не менее) 6 8 10 13 16 20 1-3 3 4 6
Протяженность походов в км (не менее)
пешеходных 130 160 190 220 250 300 до 30 30 50 75
лыжных 130 150 170 210 240 300 до 30 30 50 75
горных 100 120 140 150 160 160 до 25 25 50 60
водных (на гребных судах и плотах) 150 160 170 180 190 190 до 25 25 40 60
на велосипедах 250 450 650 800 1000 - до 50 50 80 120
на мотоциклах 1000 15000 2000 2500 3000 - - - - -
на автомобилях 1500 2000 2500 3000 3500 - - - - -
парусных 150 200 300 400 500 - - - - -
спелеопоходов (количество пещер) 5 4-5 1-2 1-2 1 1 до 3 3-4 2-3 1

Некатегорийные походы и путешествия - многодневные (более двух дней), проходящие в населенной местности и, как правило, не включающие технически сложные препятствия.

Категорийные походы в порядке возрастающей сложности делятся на шесть категорий сложности. Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.). 

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов.

Кроме того, учитывая специфику детского и юношеского туризма, установлены на начальном этапе занятий спортивным туризмом три степени сложности некатегорийных туристских походов (табл. 2), которые используются при присвоении юношеских разрядов.

В зависимости от включения в маршрут участков (препятствий) из других видов туризма маршрут может стать «комбинированным».

Комбинированным считается поход, составные части которого представляют спортивные маршруты из разных видов туризма или имеют препятствия из разных видов туризма. Категория сложности комбинированного маршрута определяется в зависимости от количества ЛП из разных видов туризма, включенных в маршрут.

6.2. Пешеходные походы

Пешеходный туризм - вид спортивного туризма. Основной целью является преодоление группой маршрута по слабо пересечённой местности из точки А в точку В за указанный промежуток времени.

Категория сложности маршрута определяется по наличию локальных препятствий, географического показателя района, автономности маршрута, напряжённости маршрута и др. (табл. 4).

Таблица 4

Требования и ограничения к пешеходным маршрутам
Показатель маршрута Категория сложности маршрута
I II III IV V VI
1 Продолжительность маршрута, дней (не менее) 6 8 10 13 16 20
2 Протяженность маршрута (L), км (не менее) 130 160 190 220 250 300
3 Максимально допустимое количество баллов за локальные препятствия (ЛПмакс) 20 30 50 75 110 150
4 Баллы за локальные препятствия (ЛП), идущие в зачет (не более) 10 16 20 35 55 75
5 Баллы за протяженные препятствия (ПП), идущие в зачет (не более) 10 20 40 60 80 110
6 Географический показатель (Г) Определяется по таблице
7 Автономность (А) Определяется по таблице
8 Коэффициент перепада высот (К) Определяется по формуле
9 Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом (КС) 12-25 26-59 60-94 95-134 135-184 185 и более

В зависимости от этого походы подразделяются на:

- походы выходного дня;
- походы 1-3 степени сложности - в детско-юношеском туризме;
- категорийные походы с I по VI категории сложности (к.с.). Первая категория - самая простая, не требующая специальных знаний; шестая категория - самая сложная и требует специальной и физической подготовки, соответствующего снаряжения.

Оценка сложности похода по продолжительности и протяжённости носит ориентировочный характер и не является определяющей. 

Пешеходные туристские спортивные походы можно проводить во всех регионах Украины. Ввиду преобладания равнинного рельефа и почти отсутствие существенных естественных препятствий, в большинстве регионов Украины возможно осуществлять спортивные походы лишь до І категории сложности включительно, а походы ІІ и ІІІ категории могут осуществляться только в Украинских Карпатах и Крымских горах. Погодные условия позволяют осуществлять пешеходные путешествия в равнинных районах Украины с марта по ноября, а при благоприятных условиях в течение всего года.

Пешеходные маршруты выше ІІІ категории сложности можно найти на лишь на территории России, Закавказья, Скандинавии, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии и в других регионах мира.

6.3. Водный туризм

Заключается, в основном, в совершении сплава по рекам. Как правило, для сплава используются спортивные суда преимущественно каркасно-надувной конструкции, приводимые в движение мускульной силой:

- плот - изначально деревянные конструкции, рамные с надувными элементами, надувные (рафт);
- катамаран - пара продольных надувных элементов на раме;
- парусный катамаран - катамараны для совершения путешествий под парусом в том числе морского и океанского класса;
- байдарка - оболочка на каркасе, каркасно-надувные, надувные;
- каяк - по сути одноместная байдарка, последнее время получают распространение конструкции из полиэтилена;
- резиновая надувная лодка - для совершения несложных путешествий.

Рафтинг - это увлекательный спуск по горной реке на каноэ или специальных плотах, совершенно безопасный даже для самых юных туристов. В последние годы он вызывает такой громадный интерес со стороны любителей экстремального отдыха, что большинство пригодных для этого туризма горных рек были освоены профессионалами, которые теперь предлагают рафтинг-туры практически в любую точку мира.

Каякинг безумно популярен за рубежом. Этот спорт одиночек хотя и лишен командного духа, зато дает возможность бросить вызов стихии и остаться с ней один на один. В современном каякинге развиваются три основных направления - гребной слалом (умение маневрировать на каяке), родео (выполнение различных трюков на лодке за счет особенностей рельефа реки) и сплав. На каяке можно отправиться в водный поход по реке любой сложности, или проводить игровые сплавы на небольшом отрезке горной реки, выбирая отдельные препятствия в виде бочек, валов и водопадов и проходя их налегке. В состав экипировки каякера входят: лодка, шлем, спасательный жилет, юбка (препятствует попаданию воды в лодку), прорезиненные тапочки и весло.

Водные походы условно разделяются на некатегорийные и с I по VI категорию. VI к.с. - самая сложная и доступна только очень подготовленным группам. В Украине водные маршруты III и IV категорий сложности имеются лишь в Карпатах на реке Черемош.

6.4. Горный туризм

Горный туризм - вид спорта, заключающийся в передвижении группы людей с помощью мускульной силы по определенному маршруту, проложенному в горной местности. Хотя в горном туризме используются элементы скалолазания при прохождения маршрута, не следует смешивать его с альпинизмом. Главное отличие состоит в том, что целью альпиниста является подъём на вершину, а целью туриста - преодолеть расстояние. Но в высших категориях сложности границы между этими видами спорта очень расплывчаты.

Таблица 5

Количество и категории трудности перевалов в горном туризме
Категория сложности похода Минимальное количество категорийных перевалов
Всего в том числе категорий трудности
I 2 2 - - - - -
II 3 1 2 - - - -
III 4   1 2 - - -
IV 5   1 1 2 - -
V 6     1 1 2 -
VI 7       1 2 1

6.5. Конный туризм

Конный туризм - путешествие на лошадях верхом или в экипажах, с сопровождением или без него.

Конно-верховой вьючный - маршрут, при котором снаряжение и провиант на маршруте перевозятся во вьюках или переметных сумках, притороченных к седлу туриста; при этом общее количество лошадей равно количеству участников.

Конно-верховой маршрут с сопровождением предполагает, что снаряжение и провиант на маршруте перевозятся посредством дополнительных вьючных или упряжных лошадей (причем количество упряжных лошадей должно быть не более одной на пять верховых), а также автотранспортных средств.

Конно-упряжной - маршрут, при котором туристы, снаряжение и провиант находятся в телеге, экипаже, кибитке и т.п. без использования верховых лошадей.

За основу категорирования принят конно-верховой вьючный маршрут (табл. 6). Категория спортивного конно-верхового маршрута определяется набором локальных препятствий, способом перевозки необходимого груза (снаряжения и провианта) и туристов, выполнения требований по интенсивности маршрута и общей протяженности маршрута.

Таблица 6

Вид туризма и характеристики маршрутов Категории сложности походов
I II III IV V VI
Продолжительность маршрута в днях (не менее) 6 8 10 13 16 20
Протяженность маршрута в км (не менее):            
Конно-верховой вьючный 100 140 180 220 260 300

 

Для зачета похода необходимо пройти группой не менее двух локальных препятствий заявляемой категории сложности и двух локальных препятствий предыдущей категории сложности. При защите маршрута в МКК локальные препятствия считаются пройденными, если представлены фотографии прохождения данных участков.

6.6. Туристская подготовка

Туристская подготовка подразделяется на физическую, интегральную, общетуристскую и специальную туристскую.

Общая физическая подготовка позволяет значительно повысить общий уровень функциональных возможностей организма. Она особенно важна на начальных этапах занятий туризмом и в подготовительном периоде круглогодичной тренировки спортсменов любой квалификации.

Физическая подготовка должна обеспечить:

- общую физическую подготовленность;
- специальную физическую подготовленность в зависимости от способа передвижения и преодолеваемых препятствий;
- закаливание организма - его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании, повышенной влажности или сухости воздуха, недостатке кислорода и т.п.

В общетуристской подготовке преобладает теоретическая подготовка - формирование знаний, умений и навыков по разделам:

- охрана окружающей среды и общественно полезная работа в туристских походах;
- содержание, организация и проведение туристских слетов и соревнований;
- система подготовки кадров в спортивном туризме;
- социально-экономические, организационные, программно-нормативные и научно-методические основы развития спортивного туризма;
- типология, история и география туризма;
- современное состояние и перспективы развития туризма;
- краеведение и другие общие для всех видов туризма разделы.

Специальная туристская подготовка - это формирование специфических для каждого вида туризма знаний, умений и навыков по разделам:

- организация спортивного туристского похода;
- топография туризма (топографическая подготовка);
- техника спортивного туризма (техническая подготовка);
- тактика спортивного туризма (тактическая подготовка);
- психология спортивного туризма;
- обеспечение безопасности.

Интегральная подготовка объединяет в себе практически все вопросы специальной и частично общей туристской подготовки. Она отличается цельностью решаемых задач по организации и проведению спортивных туристских походов и соревнований. Объемы интегральной подготовки (в часах) повышаются с ростом квалификации туристов и в ряде случаев могут в значительной мере вытеснить другие виды подготовки. Интенсивность интегральной подготовки (по мощности нагрузки) обычно близка к соревновательной.

6.7. Организация и планирование тренировок

Тренировочный процесс строится на основе многолетнего (перспективного) и годичного (оперативного) планирования. Документами планирования являются: программа, учебный план, годовой учебный график, план тренировки, конспект занятий, расписание занятий и журнал учета.

Подготовка туристских кадров в настоящее время проводится по примерным программам, которые утверждены ФСТУ.

Учебный план многолетней подготовки является элементом перспективного планирования. Он составляется по годам учебно-тренировочного процесса и определяет распределение количества часов по разделам:

1. Теория;
2. Практика;
3. Соревнования (походы).

На основании перспективного плана разрабатывается годовой календарный план тренировок, в котором на текущий год более подробно (по месяцам или даже неделям) раскрывается содержание тренировочного процесса по видам подготовки, объемам, интенсивности, средствам. Круглогодичный цикл тренировок должен обеспечивать общее повышение работоспособности и высокую спортивную форму туристов перед чемпионатами по туризму, первенствами по туристской технике.

В соответствии с календарным планом этих соревнований весь тренировочный цикл делится на три периода: подготовительный, основной, переходный. Продолжительность и количество таких периодов в годовом цикле тренировок зависят от календаря соревнований и спортивной квалификации туристов.

Основной период делится на этапы соревнований и предсоревновательных тренировок. Его задачи - совершенствование техники и тактики туризма, поддержание физической и морально-волевой подготовки на высоком уровне, приобретение необходимого опыта участия в различных соревнованиях, выполнение нормативных требований спортивной классификации по туризму.

Тренировочные и соревновательные нагрузки в основном периоде не должны быть постоянными. Самые высокие соревновательные нагрузки в этом периоде чередуются с днями относительного отдыха, особенно необходимого после многодневного туристского путешествия. Кроме того, нужно учесть заметный этап послепоходного восстановления (не меньше недели).

Подготовительный период предшествует основному и практически равен ему по продолжительности. Он состоит из трех этапов.

На первом этапе (два месяца) повышается общий уровень функциональных возможностей организма средствами общефизической подготовки. На этом этапе туристы развивают свои физические качества и повышают уровень теоретической подготовки.

На втором этапе (два месяца) путем специальной физической подготовки осваиваются технические приемы и совершенствуется спортивная форма.

На третьем этапе (один месяц) завершается становление спортивной формы, с учетом развития морально-волевых качеств и тактических знаний. После третьего этапа турист должен быть подготовлен к первым стартам соревнований основного периода.

Во все этапы подготовительного периода могут включаться различные соревнования, но их роль должна быть контрольной или учебной в отличие от спортивных состязаний основного периода (чемпионаты, первенства).

Переходный период характеризуется снятием утомления от целого ряда соревнований и восстановлением нормального функционирования организма. К началу спортивных тренировок следующего круглогодичного цикла турист должен отдохнуть, но не потерять при этом полностью спортивную форму. Утренняя гимнастика, спортивные игры и упражнения, туристские походы с облегченным рюкзаком - эти элементы тренировочного процесса являются обязательными. В переходном периоде нужно исключить все виды соревнований и широко использовать все средства восстановления: педагогические, гигиенические, физиотерапевтические и фармакологические.

Теоретически для выполнения норматива мастера спорта по туризму в соревнованиях по спортивным походам необходимо минимум три года. Спортивное совершенствование в таком варианте должно иметь следующий вид по набору походов:

- первый год - четыре спортивных похода I и II к.с. в качестве участника и руководителя, что составит минимум 28 походных дней;
- второй год - четыре спортивных похода III и IV к.с. в качестве участника и руководителя, или минимум 46 походных дней;
- третий год - три спортивных похода V к.с, в том числе один в качестве участника и два в качестве руководителя, что составит минимум 48 походных дней.

Такой вариант спортивного совершенствования в туризме практически маловероятен как по объему нагрузки, так и по организационным трудностям (подготовка к походу, комплектование группы, обеспечение безопасности и т.п.). Реальный вариант выполнения норматива мастера спорта занимает 6 лет.

Категорийные маршруты

Категорийные маршруты.
Нитки категорийных маршрутов.
Категорийные походы.pdf
Adobe Acrobat документ 2.7 MB

Присвоение разрядов по спортивному туризму

 

1.       1.Квалификационный ранг соревнований определяется по группам, занявшим первые 6 мест по сумме баллов, в

соответствии                                         с категорией сложности пройденных группами маршрутов.  Баллы начисляются

в зависимости от  категории сложности маршрутов,

пройденных группами:  6 категория сложности - 12 баллов, 5 категория сложности - 8 баллов; 4 категория сложности – баллов;              

3 категория сложности - 3 балла; 2 категория сложности - 2 балла;  1 категория сложности - 1 балл.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

2. Выполнение норм допускается: для III спортивного разряда на маршрутах 1 категории сложности и выше,

для II спортивного разряда                                                                       на маршрутах 2 категории сложности и выше,

для I спортивного разряда на маршрутах 3 категории сложности и выше.

3. На момент выполнения нормы юношеского спортивного разряда спортсмен должен принять участие в прохождении

 маршрутов следующих степеней сложности: для III юношеского спортивного разряда - 1 степени сложности два раза,

для II  юношеского спортивного разряда - 1 и 2 степеней сложности, для I юношеского спортивного разряда –

3 степени сложности.

4. На момент выполнения нормы спортивного разряда спортсмен должен принять участие участником / руководителем

в прохождении маршрутов следующих категорий сложности:

 - для III спортивного разряда (мужчины и женщины) - 1 категории сложности - участником;

 - для II спортивного разряда (мужчины и женщины)  - 1 и  2 категорий сложности - участником и 1 категории сложности –

 руководителем;

 - для I спортивного разряда (мужчины и женщины) - 1, 2 и 3 категорий сложности - участником и  1, 2 и 3 категорий

сложности - руководителем.

5. Участие (руководство) в маршруте более высокой категории сложности засчитывается за участие (руководство)

любым маршрутом более низкой категории сложности.   

  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Для присвоения разряда по спортивному туризму, в областное управление по физической культуре, спорту и туризму подаются справки на кахдого участника похода выданной МКК. ходатайство от организации в которой занимается туризмом и фотография.

ПОЛОЖЕНИЕ

о значке «Турист России»

 

Утверждено Советом Туристско-спортивного союза России

 

Значком «Турист России» награждаются туристы, достигшие 12-летнего возраста, участвовавшие в течение года в одном или нескольких походах суммарной протяженностью не менее 5 дней и общей протяженностью не менее 75 километров пешком или на лыжах, не менее 100 километров на лодках, байдарках, плотах, катамаранах, не менее 150 километров на велосипедах или по конным маршрутам, не менее 500 километров на мотоциклах и 1000 километров на автомобилях (засчитывается только для водителей) и прошедших собеседование об основах туризма.

Решение о награждении значком «Турист России» принимается комиссией на основании:

-        выполнения практических норм, то есть участия в туристских походах, подтвержденного маршрутными листами, оформленными в установленном порядке, или накопительными справками, выданными за участие в походах туристскими организациями либо туристско-спортивными маршрутно-квалификационными комиссиями;

-           успешного прохождения собеседования по основам туризма.

Значком «Турист России» награждают:

-           туристские организации;

-           учебные заведения;

-        коллективы физической культуры предприятий, учреждений и организаций.

Лицам, выполнившим установленные требования и нормы, вручаются удостоверения и значки установленного образца. Значок «Турист России» носится на правой стороне груди ниже государственных наград.

Эксклюзивное право на изготовление значка «Турист России» остается за Туристско-спортивным союзом России.

Санитарные нормы туристских походов

Санитарные нормы.doc
Microsoft Word документ 224.0 KB

Правила безопасности при сплаве на байдарке

 

 

Техника Безопасности
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО МАРШРУТУ

1. Крик в походе – есть сигнал опасности или призыв к помощи, поэтому кричать и громко свистеть во время движения без необходимости запрещено.

2. Прислушивайтесь во время движения к командам инструктора и присматривайтесь к  его невербальным сигналам (поднятая рука или весло – сигнал опасности, отмашка в сторону – команда к остановке или зачаливанию…). Команды инструктора должны передаваться по цепочке вплоть до последнего участника колонны.

3. Все опасные участки надо стараться преодолевать лицом к опасности. ОПАСНОСТЬ, КОТОРУЮ ВЫ ВИДИТЕ, А ЗНАЧИТ, КОНТРОЛИРУЕТЕ, НАМНОГО БЕЗОПАСНЕЕ НЕВИДИМОЙ.

4. ЗАПРЕЩАЕТСЯ!!! Самостоятельно начинать прохождение любых естественных препятствий на маршруте, имеющих хотя бы небольшую потенциальную опасность, не дождавшись инструктора и его подробных рекомендаций по обеспечению безопасности и страховки (речные пороги, переправы, крутые склоны, завалы, перелазы, селевые и оползневые участки…).

5. Не проходите рядом, и не подплывайте в сильный ветер к отсохшим наклоненным деревьям. Падение дерева или отдельных его сучьев может привести к серьезным травмам и поломкам снаряжения.

6. При посещении лесных массивов, особенно с мая до середины лета и ранней осенью, необходимо каждый вечер снять одежду и осмотреть себя и спину своего товарища на наличие клещей. В энцефалитоопасных районах, эту процедуру рекомендуется проводить на привалах после каждого перехода. Если вы обнаружили уже присосавшегося клеща, обратитесь за помощью к инструктору.

7. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ОБГОНЯТЬ ВПЕРЕДИ ИДУЩЕГО ИНСТРУКТОРА. Если инструктор идет медленно, то не потому, что не может идти быстрее, а потому что так надо по требованиям безопасности и чтобы было комфортно всей группе, а не только наиболее сильной кучке. Чтобы идти первым, надо хорошо знать маршрут, перекрестки троп, препятствия и т.п., а рядовые участники, как правило, такими знаниями не владеют. Исходя из конкретной ситуации, инструктор может принять решение о привале, об экстренной остановке на обед, на ночевку и т.п. В этом случае, убежавших вперед, догонять никто не станет, поскольку у инструкторов есть много других первоочередных задач. Отсюда вывод: кто ходит быстро, тот ходит много!

8. Если же Вы по какой-то причине поставлены инструктором идти первым в группе и на пути вам встречаются любые, не оговоренные заранее пересечения дорог, ответвления русла реки, непредвиденные препятствия, опасности…, необходимо немедленно остановиться (зачалиться к берегу) и дождаться инструктора, который, проанализировав ситуацию, примет решение о дальнейшем движении.

Правила безопасности при сплаве на байдарке.

Байдарка — это достаточно просторная, устойчивая и прочная лодка. Плавание на ней не представляет сложности, если знать и выполнять элементарные правила:

а) тем, кто не умеет плавать или плохо плавает, необходимо иметь спасательный жилет на случай оверкиля (переворота) лодки;

б) берегите оболочку байдарки от трения и ударов о берег, о дно реки, об острые предметы, приподнимайте лодку над землей при переноске по берегу;

в) не садитесь и не становитесь ногами на байдарку, стоящую на берегу;

г) при посадке в байдарку упирайтесь руками не в брезентовые фальшборта, а в металлические накладки по их краю. Старайтесь наступать ногами не на резину, а на кильсон (металлическая часть каркаса на дне байдарки);

д) не допускайте резких столкновений байдарок с другими байдарками, берегом, плавающими предметами;

е) байдарка может перевернуться, но лишь в следующих случаях:

- если вы очень резко в нее садитесь или выпрыгиваете на берег;

- если во время движения по реке вы встаете в лодке во весь рост или перелезаете с место на место;

- если вы раскачиваете лодку, резко и одновременно откреняете туловище от каких-либо препятствий или хватаетесь на ходу руками за неподвижные предметы (кусты, опоры мостов, затопленные деревья…).

ЗАПОМНИТЕ, что руки нужны для того, чтобы держать весло. Все остальные операции и маневры выполняются на воде ТОЛЬКО с помощью весла.

ж) при походной гребле на байдарке должны активно работать ваши руки и плечевой пояс. Спина же должна быть прямая и не должна раскачиваться вправо и влево. Исключение составляет выполнение плавных поворотов методом откренения байдарки туловищем. Таз и ноги выполняют роль упора для повышения эффективности гребка, поэтому они тоже должны быть максимально неподвижны во время гребка. При такой посадке ваша байдарка будет идти ровно (не раскачиваясь) и ваша гребля будет эффективной.

Купание и поведение на воде

1. Купания проводятся только с разрешения руководителя и только в месте, указанном руководителем.
2. Запрещено:
1) купаться поодиночке;
2) нырять в воду и купаться с использованием байдарок;
3) нырять в воду с мостиков, обрывов, купаться в сумерках и ночью;
4) купаться сразу после еды в течение 45 — 60 мин.;
5) купаться и подплывать к рыболовным сетям на расстояние менее 15м.

Перед выходом на маршрут

1. Проверить исправность полученного туристического снаряжения.
2. Форма одежды должна соответствовать рекомендациям.
3. Все колющие и режущие предметы (топоры, пилы. упаковывать в чехлы и рюкзаки.

 

Правила перевозки детей

 

   

Правила
организованной перевозки группы детей автобусами
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1177)

1. Настоящие Правила определяют требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей, в том числе детей-инвалидов (далее - группа детей), автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.

2. Для целей настоящих Правил:

понятия "фрахтовщик", "фрахтователь" и "договор фрахтования" используются в значениях, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";

понятие "должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения" используется в значении, предусмотренном Федеральным законом "О безопасности дорожного движения";

понятия "образовательная организация", "организация, осуществляющая обучение" и "организация, осуществляющая образовательную деятельность" используются в значениях, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";

понятие "медицинская организация" используется в значении, предусмотренном Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

понятие "организованная перевозка группы детей" используется в значении, предусмотренном Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения".

Пункт 3 вступает в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования настоящего постановления

3. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

4. Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов:

а) договор фрахтования, заключенный фрахтовщиком и фрахтователем в письменной форме, - в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;

б) документ, содержащий сведения о медицинском работнике (фамилия, имя, отчество, должность), копия лицензии на осуществление медицинской деятельности или копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию, - в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил;

в) решение о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) или уведомление о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на такое сопровождение;

г) список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) согласно ассортименту, установленному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением, - в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящих Правил;

д) список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка);

е) документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона);

ж) документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей автобусом (далее - организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок посадки детей содержится в договоре фрахтования;

з) график движения, включающий в себя расчетное время перевозки с указанием мест и времени остановок для отдыха и питания (далее - график движения), и схема маршрута.

5. Оригиналы документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, хранятся организацией или фрахтовщиком и фрахтователем (если такая перевозка осуществлялась по договору фрахтования) в течение 3 лет после осуществления каждой организованной перевозки группы детей.

6. Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь обеспечивает наличие и передачу не позднее чем за 1 рабочий день до начала перевозки ответственному (старшему ответственному) за организованную перевозку группы детей копий документов, предусмотренных подпунктами "б" - "з" пункта 4 настоящих Правил.

В случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования фрахтователь обеспечивает наличие и передачу фрахтовщику не позднее чем за 1 рабочий день до начала такой перевозки копий документов, предусмотренных подпунктами "б" - "д"и "ж" пункта 4 настоящих Правил, а фрахтовщик передает фрахтователю не позднее чем за 2 рабочих дня до начала такой перевозки копии документов, предусмотренных подпунктами "е" и "з" пункта 4 настоящих Правил.

7. Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтовщик:

за 2 рабочих дня до организованной перевозки группы детей обеспечивает передачу водителю (водителям) копии договора фрахтования, а также утвержденных руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, или уполномоченным лицом фрахтовщика копии графика движения и схемы маршрута - в случае организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;

за 1 рабочий день до организованной перевозки группы детей обеспечивает передачу водителю (водителям) копий документов, предусмотренных подпунктами "б" - "г""е" и "ж" пункта 4 настоящих Правил. При осуществлении перевозки 2 и более автобусами каждому водителю также передаются копия документа, предусмотренного подпунктом "д" пункта 4 настоящих Правил (для автобуса, которым он управляет), и сведения о нумерации автобусов при движении.

8. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее 1 года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.

9. Включение детей возрастом до 7 лет в группу детей для организованной перевозки автобусами при их нахождении в пути следования согласно графику движения более 4 часов не допускается.

10. Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает в установленном порядке подачу заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Госавтоинспекции.

11. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускается организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути). При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 50 километров.

12. При организованной перевозке группы детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3 часов согласно графику движения руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником.

13. При неблагоприятном изменении дорожных условий (ограничение движения, появление временных препятствий и др.) и (или) иных обстоятельствах, влекущих изменение времени отправления, руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает принятие мер по своевременному оповещению родителей (законных представителей) детей, сопровождающих, медицинского работника (при наличии медицинского сопровождения) и соответствующее подразделение Госавтоинспекции (при сопровождении автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции).

14. Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь обеспечивает назначение в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих, которые сопровождают детей при перевозке до места назначения.

Количество сопровождающих на 1 автобус назначается из расчета их нахождения у каждой двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе.

15. В случае если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 2 и более автобуса, руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь назначает старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку.

Нумерация автобусов при движении присваивается руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтовщиком и передается фрахтователю не позднее чем за 2 рабочих дня до начала такой перевозки для подготовки списка детей.

16. Медицинский работник и старший ответственный за организованную перевозку группы детей должны находиться в автобусе, замыкающем колонну.

17. В случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов в каждом автобусе руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает наличие наборов пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) из ассортимента, установленного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением.



ОБЗОР ДОКУМЕНТА

Закреплены требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей (в т. ч. инвалидов) автобусами в городском, пригородном или междугородном сообщении.

Для перевозки детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет. Он должен соответствовать по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, быть допущенным к участию в дорожном движении и оснащен тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Перечислены документы, которые необходимы для осуществления перевозки.

К управлению автобусами допускаются те, кто имеет непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее 1 года, не подвергался в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управлять транспортом либо ареста за совершение правонарушения в области дорожного движения.

В группу для организованной перевозки запрещено включать детей возрастом до 7 лет при нахождении в пути следования согласно графику движения более 4 часов.

Руководитель организации или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивают подачу заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Госавтоинспекции.

При перевозках в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3 часов согласно графику движения перечисленные лица обеспечивают сопровождение такой группы детей медицинским работником.

В каждый автобус назначается сопровождающий. Если используются 2 и более автобуса, назначается старший ответственный за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам.

Медицинский работник и старший ответственный должны находиться в автобусе, замыкающем колонну.

Если дети находятся в пути следования согласно графику движения более 3 часов, в каждом автобусе должны быть наборы пищевых продуктов (сухие пайки, бутилированная вода) из ассортимента, установленного Роспотребнадзором или его территориальным управлением.

Узлы

  1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».

      2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».

      3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».

      4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».

      5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

      Завязанные узлы должны быть затянуты, иметь правильный рисунок; на свободных (нерабочих) концах верёвки следует сделать страховочные (контрольные) узелки - они препятствуют проскальзыванию верёвки и самопроизвольному развязыванию узла.

 


                    «Прямой» узел можно вязать двумя способами.

  1. Одной веревкой делается петля , а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке . Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы . Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.
  2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны . Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» . Далее на концах завязываются контрольные узлы.                                 

                                                    



               «Ткацкий» узел
   Берутся две веревки одинакового диаметра, накладываются друг на друга, затем вяжется контрольный узел сначала с одной стороны , потом с другой . Далее узлы стягиваются и на концах завязываются контрольные узлы.

                                              



                     «Встречный» узел
   Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел , затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны . После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся .

                                                 

   

                Узел «грейпвайн»
  Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны, затем то же самое с другой . Узлы стягиваются. Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке.

                                               

 



                      «Шкотовый(в) и брамшкотовый(г)» узел

    Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке . Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы.

                                        



                 «Академический» узел
     Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке . Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы.                                                                                              


             

              Узел «простой проводник»

    Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел, чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел.

                                        

 



 

                             Узел «восьмерка»

      Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь. Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется.

                                                     



                            Узел бершафт, австрийский проводник»

         Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка, вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке , чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел , нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.

                                                           



                     Узел «двойной проводник», или «заячьи уши»

Вяжется на одной веревке. Веревка складывается вдвое, на ней вяжется «пустышка», затягивается и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю. В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу.Правильно завязанный узел показан на рисунке . Необходимо следить, чтобы при завязывании узла не было перехлеста веревок. «Двойной проводник» не имеет контрольных узлов.

                                                                          



                                  Узел «удавка»

            Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист. Далее ходовым концом веревки делается несколько оборотов вокруг рабочего конца (не менее трех и завязывается контрольный узел. Затем узел затягивается.

                                                                



                                  Узел «стремя»

       Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой. Может использываться при спасательных работах для торможения веревки и вязки носилок из подручных средств, а также может использоваться для самостраховки – II.


                                                         



 

                                    Узел «булинь»

       Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю. Следующее действие: ходовым концом обносится рабочая веревка и продевается в петлю с обратной стороны. Узел затягивается и завязывается контрольный узел.«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой. Опора обносится ходовым концо. Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел. На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел.

 



                                 «Схватывающий» узел

    Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10—12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка. Затем операция повторяется. После этого узел затягивается, распрямляется и завязывается контрольный узел. Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую. Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом. 

                                      





                          «Маркировочный» узел
            Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована.

                                  



         «Узел Бахмана(а,б,в)» и «карабинный узел(г,д)».

Узелы являются разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.Репшнур вщелкивается в карабин, при открытом карабине делается 3—4 оборота, затем муфта карабина закручивается, узел распрямляется и затягивается.

 

                                          



 

Сборка байдарки "Таймень"

 

Назначение

Двухместная разборная байдарка Таймень-2 предназначена для туристических похдов и прогулок в светлое время суток по рекам, озёрам и водохранилищам с удалением от берега до 500м и высотой волны не более 0.15м. Но многие ходят и будут ходить в пороги с высотой валов в несколько метров и пересекать водохранилища длинной в 20Км не вдоль берега а посередине. 
Байдарка выпускается в восьми вариантах отличающихся материалом оболочки и наличием водозащитного комплекта.

N варианта Материал оболочки
1,5 Днище прорезиненая ткань на хлопчатобумажной основе
Дека(верх)-Хлопчатобумажная ткань.
2,6 Днище прорезиненая ткань на хлопчатобумажной основе
Дека -капроновая ткань с поливинилхлоридным покрытием.
3,7 Днище прорезиненая ткань на капроновой основе
Дека -Хлопчатобумажная ткань.
3,7 Днище прорезиненая ткань на капроновой основе
Дека -капроновая ткань с поливинилхлоридным покрытием.
N варианта Комплектность
1,2,3,4 С водозащитным комплектом (с фартуком, юбками, крышкой люка и боковыми гермоупаковками)
5,6,7,8 Вез водозащитного комплекта

Технические данные

Длинна
Ширина 0,35м
Высота до привального бруса 0,27м
Высота габаритная 0,4м
Грузоподьёмность 250кг
Пассажировместимость 2чел
Масса корпуса не более 27кг
Масса в упаковке вариант 1,2,3,4 не более 36кг
Масса в упаковке вариант 5,6,7,8 не более 32кг
Габариты рюкзака 0,87х0,42х0,29м
Высота карандаша или упаковки если паковать всё в рюгзак 1,42м

Комлектность поставки

1. Оболочка (шкура) 1
2. Блок Штевня Нос-Корма 2
3. Шпангоут №1 маленький шпан без спинки 1
4. Шпангоут №2 большой шпан со спинкой 1
5. Шпангоут №3 большой шпан без спинки 1
6. Шпангоут №4 маленький шпан со спинкой 1
7. Кильсон носовойс шипами с торца 1
8. кильсон кормовой отличается от носового наличием торчащих креплений для педалей, отверстиями под шипы носового кильсона и наличием вилки на торце 1
9. площадка педальная на мой взгляд абсолютно бесполезная вещь и её можно выкинуть ;) 1
10. Руль тудаже куда и педальную площадку 1
11. Фальшборт носовой левый 1
12. Фальшборт носовой правый 1
13. Фальшборт средний левый 1
14. Фальшборт средний правый 1
15. Фальшборт кормовой левый отличается от среднего косым срезом 1
16. Фальшборт кормовой правый отличается от среднего косым срезом 1
17. Фальшборт кормовой она же гребёнка 1
18. Брус привальный длинный толстый 4
19.20. Стрингер длинный тонкий 8
21. Брус привальный средний носовой толстый короткий 2
22. Брус привальный средний кормовой толстый стреляющий 2
23. Стрингер средний носовой тонкий короткий 4
24. Стрингер средний кормовой тонкий стреляющий 4
25. Фартук только 1,2,3,4 вырианты кстати скорее всего придётся делать или покупать отдельно 1
26. Юбка смотри фартук 2
27. Крышка люка Юбка без дырки для туриста 1
28. Гермоупаковка боковая А ещё на ней можно сидеть. Варианты 1,2,3,4 4
29. Гермоупаковка По конструкции запихивается в корму поидее должна быть в каждой новой байдарке 2
30. Сидение И охота вам таскать с собой фанеру. Лучше выбросить и сидеть на небольшом герме так будет повыше и мягче 2
32. Шнур очень полезная вещь 10м
33. Шарнир Она же шпилька. Берегите их а то потом придётся искать болтики гвоздики и прочую гадость 10
34. Румпель Для любителей порулить, а так можно выкинуть 1
35. Ось Туда же куда руль 2
36. Весло (комплект) Бывают длинные, бывают короткие. На любителя но как правило спереди короткое (гребок сильнее но менее длинный), сзади длинное(легче управлять гребок длиннее, быстрее устаёшь) 2
37. Упаковка(мешок) Если есть денежки купите вместо него рюкзак литров на 120 будет удобнее 1
38. Мешок упаковочный малый (карандаш) можно легко обойтись без него байдарка без труда упаковывается в одну упаковку 2
39. Прорезиненая ткань Даже если её у вас нет советую обзавестись незаменима при ремонте 1,5м2
40. Руководство по эксплуатации ЕСЛИ ВЫ ЭТО ЧИТАЕТЕ ТО ЕГО У ВАС НАВЕРНОЕ НЕТ 1шт

Требования по технике безопастности

Пользоваться байдаркой могут только люди, умеющие плавать. Кто не умеет плавать советую начиться в жизни пригодится Перед спуском на воду осмотрите байдарку и убедитесь в отсутсвии повреждений.
Во избежание крена груз нужно размещать равномерно.

Сборка

Сразу заметим не рекомендуется собирать байдарку на песке. Главная проблема- может забиться каркас и его будет проблематично разобрать, а стреляющие стрингеры открыть или закрыть. Также песок попав под стрингер истирает шкуру что уменьшает срок её службы (хотя незначительно)
При установке следите чтобы при установке шпангоутов №1 и №2 отгиб скоб (ушей) был направлен в нос байдарки, а шпангоутов №3 и №4 -в корму. Поскольку отгибы определить не всегда получается можно ориентироваться по спинкам у них один край прямой, а другой полукруглый, спинка должна располагаться полукруглым краем вниз. 
Теперь перейдём непосредственно к сборке.
Блок штевня 2 соедините с кильсоном носовым 7 и зафиксируйте шпилькой(шарниром)33

Установите шпангоут №1 (3) на блоке штевня (2), зафирсировав нижнюю скобку шпагоута шпилькой 33.

Установите привальные брусья 18 и стрингеры 19,20.
Установите на соответствующей пластине кильсона носового шпангоут №2 (4)
При установке шпангоута №2 на пластину кильсона заведите один из нижних фиксаторов шпангоута в отверстие с поперечным пазом так, чтобы проточка фиксатора вошла в паз,но не до упора, приподнимие шпангоут так, чтобы зазор между вторым нижним его фиксатором и плоскостью пластины был не более 1 мм. Затем вращая шпангоут на первом фиксаторе заведите, заведите второй второй фиксатор в отверстие продольного паза так чтобы проточка фиксатора находилась в продольном пазе, и задвиньте шпангоут до упора.
После фиксации шпангоута №2 установите привальные брусья 21 и стрингеры 23, пропустив их через скобы шпангоута, одновременно нарастив ответные ответные привальные брусья 18 и стрингеры 19,20.
Аналогично собирается кормовая половина каркаса, при этом последовательно установите блок штевня 2, киьсон кормовой 8, Шпангоут №4 (6), брусья привальные 18, стрингеры 19, 20, шпангоут №3 (5), брусья привальные 22 и стрингеры 24. Если вы ещё не отказались устанавливать сидения то Одновременно с фиксацией шпангоута №4 (6) на блоке штевня 2 шпилькой 33, следует эту шпильку пропустить через отверстия в кронштейне кормового сидения 31.

Собранные таким образом носовую и кормовую части каркаса вставьте в соответствующие концы оболочки. При Этом за петлю на деке подтяните оболочку на каркас так чтобы люверс (отверстие в деке)встал на фиксатор мидельвейся (верхней трубки блока штевня). Крайне желательно, чтобы шов деки со шкурой был заправлен под привальный брус, тогда в вашей байдарке будет значительно суше при движении по волнам.
Приподнимите носовую и кормовую части части каркаса и совместите шипы на конце кильсона носового 7 с отверстиями на конце кильсона коромового 8.
ВНИМАНИЕ. Плавно опускайте каркас, следя за тем, чтобы металлические оконечности оболочки ровно без перекосов, располагались относительно каркаса. Перекос оконечностей может привести к тому, что выступы (бобышки) на внутренних накладках оконечностей не войдут в пазы верхних кронштейнов штевневых блоков и при опускании каркаса может произойти разрыв шкуры.
В случае разрыва завод ответственности не несёт.
 
Заприте кильсоны между собой с помощью четырёх шпилек 33.
Соедините соответствующие концы брусьев привальных 21 и 22 и стрингеров 23 и 24 с помощью подпружиненных выдвижных втулок.


Установку Фальшбортов 11,12,13,14,15,16 следует начинать с носовых фальшбортов.
Установите фальшборт на верхнюю скобу шпангоута №1 (3) и зафиксируйте его на скобе с помощью крючка. Продольный паз на фальш борте между трубкой и приклёпанной к ней пластиной должен располагаться сверху.
Заправьте в паз фальшборта кромку деки оболочки.
Состыкуйте с носовым фальшбортом средний фальшборт (ФБ с прямыми торцами) и запрвьте кромку деки в его паз. Установите состыкованные фальшборта на скобку шпангоута №2 (4) (кромка деки должна огибать скобку снизу) и зафиксируйте их крючком.
Аналогично установите остальные фальшборта.
Установите фальшборт кормовой (гребёнку) 17.
Фартук 25 наденьте на фальшборта, затянув и завязав шнур шнур проходящий по его периметру. а теперь модная фраза мне она очень понравилась Юбки 26 наденьте на обручи фартука и талию гребца. :) гребец в комплект поставки к сожалению не входит.
Для сборки весла утопите фиксаторы 2 в их гнёзда, введите цевьё весла 3 в лопасть 1 и проследите чтобы фиксаторы 2 попали в отверстия лопасти.
в процессе длительной эксплуатации байдарки в лопастях вёсел может скапливаться вода. Для слива воды из весла на расстоянии 120мм от края предусмотрено отверстие, закрытое изолентой. После слива воды отверстие необходимо закрыть.
Внимание. При буксировке нагруженной или заполненой водой байдарки буксировочнй канат (трос) должен быть свободно пропущен через отверстие оконечности оолочки байдарки и завязан за ближайший шпангоут (№1 или №4) в зоне мидельвейса. При буксировке только за оконечность- оторвёте её к чёртовой бабушке. 
Для увеличения срока службы шкуры желательно на её наружную сторону в местах контакта со стрингерами и кильсоном наклеить полосы из прорезиненой ткани входящей в комплект байдарки.

В случае повреждения оболочки её ремонтируют, наклеивая на повреждённые места прорезиненую ткань или листовую резину.
Перед ремонтом поверхности повреждённого места и накладки должны быть подготовлены, для чего их необходимо:

  • очитстить от грязи и влаги сухой тряпкой;
  • зачистить металлической щёткой, напильником или наждачной бумагой;
  • очистить от жира, протерев чистой тряпкой, смоченной в бензине;
  • нанести тонкий и ровный слой резинового клея;
  • Выдержать подготовленную таким образом поверхность в течение 10-15 мин до полного высыхания келя;
  • повторить промазывание и выдержку как указано ранее;
  • подготовленную прокладку аккуратно (без складок и пузырей воздуха) наложить на повреждённое место и плотно прижать по всей поверхности;

Влага, жир,грязь, неровный и толстый слой резинового клея и недостаточная вытержка перед склеиванием снижают качество и надёжость склейки.

Упаковка байдарки

Байдарка упаковывается в два упаковочных мешка- большой (рюкзак) и малый (карандаш). 
Упаковка составных частей байдарки в большой упаковочный мешок
Расстелите упаковочный мешок.
Положите на него составные части байдарки в следующей последовательности:

  • оболочку байдарки в сложенном состоянии (шириной ~0,4м длинной ~1м);
  • гермоупаковки,фартук,юбки,крышку люка;
  • сидения (лицевой стороной вниз);
  • руль, румпель, педальную площадку;
  • шпангоуты №4,1,2,3
  • фальшборт кормовой (гребёнку);
  • Шнур с привязанными к нему шпильками (шарнирами), осью и водосбрасывающими кольцами вёсел;
  • цевья вёсел (лопасти)

Накройте содержимое мешка поперечными клапанами и произведите стяжку их шнуром.
Зашнуруйте два других мешка.Упаковка в малый упаковочный мешок
В малый упаковочный мешок укладывается блоки штевней, кильсоны, фальшборта, рукоятки вёсел, стрингера и привальные брусья.
после укладки перечисленных составных частей байдарки затяните и завяжите горловину малого упаковаочного мешка.примечание. В целях устранения возможного повреждения оболочки и упаковочных мешков при транспортировке переложите выступающие металлические детали ветошью.

Хранение байдарки


После пользования байдаркой металлические узлы и детали очистите от песка и грязи и протрите сухой тряпкой.
Оболочку (шкуру) после каждого плавания тщательнооо просушите, особенно деку (желательно не снимая с каркаса байдарки). Если оболочка просушена снятой с каркаса и при очередной сборке трудно надевается на каркас, то её следует намочить и затем надеть на каркас.
Хранение оболочки в непросушенном виде приводит к её разрушению. храните байдарку в сухом закрытом помещении при температуре не ниже - 10C° Примечание. При эксплуатации и хранении байдарки допускается незначительное растрескивание поверхностного слоя на вулканизированных накладках оболочки.